Культура Словении
Словения привлекательна для туристов, ценящих бережное отношение к истории. Древние замки и средневековые улочки небольших городов сохранили былое очарование. Любителям архитектуры будет интересно оценить особенности готики и барокко. По всей стране сохранилось множество монастырей и храмов. Путешествуя по Словении, вы сможете убедиться в том, что здесь смешались несколько разных культур. Это заметно не только в архитектуре, но и в кухне и музыке. Северная часть Словении испытала значительное влияние австрийской культуры, в южной части страны заметно влияние Италии, и, в то же время, оказавшись на любом из курортов, уже на второй день своего пребывания вы ощутите духовную близость словенской культуры, настолько близки нам язык и обычаи этой страны
Возникновение письменной культуры на словенских землях относится к 8–9 вв. В грамоте 777 года содержится упоминание о словенцах как о крещеном народе. В период позднего Средневековья появились хроники по истории словенцев, в которых они были охарактеризованы как «мужицкий народ». К тому же времени относится зарождение народных ремесел и промыслов. Первые памятники словенской письменности относятся к 10 – началу 11 в. Формирование словенского литературного языка связывается с деятельностью Приможа Трубара (1508–1586), который издал первые книги на словенском языке: Азбуку и краткий катехизис (1550), Катехизис (1550), перевод Нового завета (1557–1562), Песенник (1563).
Его последователями была выпущена Библия. В 16 в. в Словении появился протестантизм. Его приверженцем А.Бохоричем была создана первая грамматика словенского языка (1584). С наступлением Контрреформации словенские ученые стали писать в основном на немецком языке и на латыни. 18-й век ознаменовался пробуждением национального самосознания словенцев и расцвета их архитектуры (церковь урсулинок и Фонтан словенских рек в Любляне, дворец в Брежице) и изобразительного искусства (картины и алтарные образа Ф.Кавчича, В.Мецингера, раскрашенные статуи).
Словенское национальное возрождение особенно поощрялось во время французской оккупации 1809–1815. Почти за полвека до этого словенский священник Марко Похлин настаивал на придании словенскому языку статуса государственного наравне с немецким. Несколько позже историк и драматург Антон Линхарт (1756–1795), поэт Валентин Водник (1758–1819) и филолог Варфоломей (Ерней) Копитар (1780–1844) пропагандировали идею словенского культурного единства. Светская литература формировалась с конца 18 в. и была поначалу связана в основном с переводческой деятельностью (пьес и адаптации произведений французских и итальянских авторов, в частности П.Бомарше, затем стихов и прозы).
Основы современной словенской национальной культуры были заложены поколением поэтов-романтиков. Франце Прешерн (1800–1849) способствовал развитию словенского языка. Писатель, драматург и общественный деятель Иван Цанкар (1876–1918) известен как основоположник «словенского модерна», хотя на определенном этапе он испытывал глубокое влияние творчества Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Среди литераторов 20 в. выделяются писатель Воранц Прежихов (1893–1950), автор известного антивоенного романа Добердоб и социально-политического романа Пожганица, и поэты Сречко Косовел (1904–1926) и Эдвард Коцбек (1904–1981). Значительное влияние на развитие словенской культуры оказывали и продолжают оказывать Люблянский университет и Академия наук (основана в 1938).
В архитектуре 12 в. превалировал романский стиль, а в дальнейшем готика и барокко. Роспись и скульптурное оформление храмов выполняли местные художники. Школа светской живописи реалистического направления возникла в 19 в., а в начале 20 в. появились художники-импрессионисты. Талантливый живописец Антон Ажбе (1862–1905) приобрел европейскую известность и даже открыл частную художественную школу в Мюнхене в 1891. Современное состояние культуры Словении характеризуется богатством стилей и разнообразием жанров.
Словенская музыка строилась на богатой фольклорной основе. Формирование профессиональной музыкальной культуры относится к 16 в. Крупнейший словенский композитор Я.Галлус писал в основном церковную вокальную полифоническую музыку. С 1660 в Любляне проходили представления итальянских оперных трупп, ставились оперы силами местных музыкантов-любителей. В 1701 в Любляне была основана Филармоническая академия с оркестром и хором. С 1799 в Любляне, Целе, Мариборе и Птуе часто давали гастроли оперные труппы из Австрии и Германии. В 1794 было создано Филармоническое общество, которое на протяжении 19 в. играло основную роль в формировании музыкальной культуры страны.