Искусство в Таиланде
ТеатрВ Таиланде нет постоянного театра. При департаменте изящных искусств действует любительская труппа. На юге распространен театр теней - нанг талунг.
Разновидности классических представлений:
Классический театр возник в XV в. от индийского эпоса "Рамаяна". Три вида классических представлений:
Кон - пантомима, актеры - исключительно мужчины. Используются 100 символических масок. Текст читается за сценой.
Нанг - театр теней. Фигуры вырезанны из кожи буйвола, Чёрные фигуры используются при вечерних представлениях; цветные – при дневных. Актёры комментируют поступки героев.
Лакон - классическая драма по сюжетам буддийских "джатак" (повестей), сиамский танец, сюжеты народных комедиий. В Дворцовых постановках конца XV в. Все роли исполняли женщины. Городские Представления Лакон – «лакон нок». Ликэ и нора - современные народные представления Лакон.
Театральные площадки Бангкока
Основные постановки театров Банкока - классические танцы, кукольные, драматические, концертные, мимические выступления.
Основные театральные площадки:
Национальный театр – концерты, классическая тайская драма, танцевальная драма;
Культурный центр Таиланда - улица Ратчадапхисек;
Зал Аллианс Франсез - улица Саут Саторн;
Зал Языкового Центра AUA - улица Радждамри
Британский Консульский Центр - площадь Сиам
Институт Гете - Сой Аттакарн-прасит
Театр Монтиентонг - гостиница "Montien"
Театр гостиницы "Siam Intercontinental" - английские пьесы
Музыка
Традиционная музыка
С древности все таиланские обряды и праздники сопровождаются музыкой. Для нее характерно: отсутствие полутонов, простой ритм, быстрый темп, импровизация, отсутствие оркестрового дирижёра. Основной инструментарий: ударные (пинай -наподобие волынки, тимпан таион, барабаны - клонг тьад, гонг, ксилофон – ранадек), струнные ( кокосовые скрипки - ку сау сам сай, гитары тьакау, сау сам сай, китайские скрипки сау дуанг и сау о). В Тайской музыке много заимствований из китайской. Северная народная музыка происходит от лаосского мелоса. С конца XIX в. используются европейские инструменты. В Бангкоке имеются европейские оркестры.
Современная музыка
Современная тайская музыка близка к западной. Но в некоторых направлениях ярко выражены национальные корн. Так например речитативы Молам представляет современный вариант - лук тхунг. Развита рок-музыка, создающая азиатские хиты.
Скульптура
Основа Таиландской скульптуры - пластические изображения Будды в канонических позах, в бронзе и гипсе. Со стилями Дваравати, Аютия, Раттанакосин можно познакомиться в Национальном музее (Бангкок).
Сооружение статуи Будды в Таиланде связано с накоплением религиозных заслуг. Часто богатые люди сооружают гигантские статую Будды, чтобы получить за это королевскую пуну. Более бедные люди приобретают заслуги, украшая статуи свечами, лотосами и сусальным золотом.
Каждой позе Будды соответствует день недели. Лицо Будды - крючковатый нос, полуулыбка, громадные мочки и руки, волосы - набор символов наиболее удобный для проведения медитаций.
Скульптура Храма Ват По (Бангкок)
Статуя лежащего Будды (1789) - Длинна - 46 м., высота – 15 м. Ступни сделаны из перламутра. Содержит 108 медитативных знаков-символов. В основании статуи замурован прах Рамы I. Скульптуры Будды монастыря в самых разнообразных позах – своеобразный учебник упражнений.
Изобразительное искусство
Самые распространенные сюжеты таиской живописи представленые фресками - сцены из джатак, "Рамакиан", повествования о жизни Будды. Ранние сохранившиеся образцы тайской живописи датируются XVII веком. Большой популярностью у туристов пользуются современные пейзажисты. Таван Дучании – современный художник - модернист.
Литература
XIII - XIV – Первые памятники - летописные надписи на камнях, ранний - "Стела Рамы Камхенга" (1292). До XIX сохраняется влияние индийской литературы.
Средневековая классическая литература – религиозная эпическая поэма "Великая жизнь" (1482), поэма "Поражение юанов" (XV в.), "Прало" (15-16 вв.). Поэты: Сипрат, Махаратчакру (XVII); Тамматибет (1732-55). Повести: сборники "50 джатак", "Книга птиц", "Двенадцать углов" , "Рамакиян"
С XVIII - светская литература, демократизация. Исторические романы "Рачатират" (1785), "Троецарствие" (1802), "Кун Чанг и Кун Пэн", "Пра Апаймани" (1850) Сунтона Пу (1786-1855), "Инао" короля Рамы II, "Принц Ландай" Махамонтри.
С 1932 (государственный переворот) - реализм , новеллы, роман, рассказы. Направления: натуралистическое; психологическая: Докмайсот "Добропорядочный", 1947, "Благородный", "Три мужчины", "Это мир"; Ко Сурангкананг "Златопесчаный дом", 1950, "Падшая", 1937, "Размышление"; Сот Кунмарохит "Наша земля", "Райя"; Малай Чупинит "Великое поле", "Её имя - женщина".
Социально-реалистическое: Сибурапа "Лицом в будущее", 1955; Лао Камхом "Бог не в помощь", 1955; Ачин Панчапан "На рудниках", "Зов с рудников"; Сени Саувапонг "Дьявол"; Манат Тьянрайонг "Простой смертный", "Бродяга", "Заросли"; Итсара Амантакун "Жёлтый тигр", "Тигр прячет когти"; Тамаянти "Скверна", "Наложница".
Архитектура
VI-XI вв. – Таиланд в составе монского государства Дваравати, сохранились ступы и основания храмов.
XI - XIII - захвачено кхмерами и бирманцами, часть Таиланда стало провинцией Кхмерской империи. Культура Таи вобрало в себя черты кхмерской и монской культуры.
XIV-XV вв. расцвет национальной культуры , традиции Аютии продолжают жить и в наши дни, особенно в культовом строительстве.
Градостроительство
1350- основание Аютии на левом берегу Менам - крепость XIV в. обнесена кирпичной стеной, королевский дворец, храмы. На юге - торговые кварталы, деревянная застройка, каменные храмовые комплексы с золочеными ступами. Город разрушен Во врвемя бирмано-ташандских войн XIV -XVIII вв. В XVIII в. построен храмовый комплекс - вата.
Бангкок - сохранились постройки XVIII-XIX . Основные этапы строительства:
1767 - основан на болотистом грунте после разрушения Аютии. Вдоль берега - королевский дворец, храмы, деревянная одноэтажная застройка, храмовый комплекс Арун, домики и оборонительные башни на сваях.
VI-XIV - доаютийский период - до возникновения национальной архитектуры
VI-XI - период государства Дваравати монской культура. Храмы, ступы - многоярусные пирамиды, с изображением Будды - ступа в Лампуне, 1218 г. центрические здания.
XI-XIV - государство Дваравати - кхмерская культура - каменные храмы башнеобразной формы - пранги, храм Сам Йот
XIII-XIV – государство Сукотаи - становление национальной архитектуры; руины бот, вехан, мондоп, каменные столбы;
ступы типа-чеди: со ступенчатым основанием, колоколом, шпилем (произошли от индо-сингальских и мински-бирманских); ступы типа-пранг (от башен кхмерских храмов): ступенчатое основание, камеры, пирамиды.
XIV-XIX вв. – консервативность, духовенство проповедовало буддийскую доктрину.
Архитектурные памятники Таиланда
Основа тайской архитектуры - каменные и кирпичные культовые постройки с деревянными тиковыми перекрытиями. К ним относятся ступы с внутренним пространством (храмы, монастыри) и без него.
Ступы чеди: дворцовый ват Пра Срисанпёт в Аютии, XV- XVI вв.. трехчастное членение, сильная профилировка основания, штукатурка, чеди покрывали позолотой и стеклянной мозаикой; ступа Патомчеди в Након-Патоме (h- 115 м, VI в.)
Квадратные чеди: ват По, Сакета - вытянутый силуэт и профили, лепнина, мозаика
Ступы пранг - башне-образные с развитым декором, горизонтальных профилей, вертикальных раскреповок, скульптуры, барельефы, мозаики, трехчастные, завершаются позолоченной короной.
Ранние пранги аютийского периода: Центральная ступа вата Буддасаван в Аютии, 1353 г., утонченный простой силуэт; пранги вата Пра-Кео; ват Арун - ступы с вытянутым силуэтом. XIX в. - пять прангов на квадратной платформе. На обходные галереи идут четыре лестницы. Ряды скульптур богов, великанов и обезьян. Голубой орнамент из фарфоровой и стеклянной мозаики.
Храмовые типы
Центрические Базиликальные:
Бот - хранит святыни вата, молитвенник, стеллы с листьями смоковницы окружали храм чтобы отпугивать злых духов. Стены расписаны на темы Рамаяны, джатак. Бот в вате Сабуа в Петчбури - периптер с 3 нефами - Бангкок. Бот вата По (XIX ) - нефритовый Будда, крыша, стены, колонны покрыты филигранной резьбой, лепкой, мозаикой, инкрустацией и позолотой.
Вехан – храм светского характера, открыт, прямоугольны в плане, портики на торцах, три нефа, трансепта, контраста белых грубоватых стен с цветной резьбой крыши; высокие профилированные цоколи, полихромные наличники, ярусные крыши покрыты красной и зеленой глазурованной черепицей.
Центрические храмы - мондопы и прасаты.
В мондопах хранились святыни ( Махамондоп в вате Пра Кео, Бангкок, XVIII) .
Прасат – центричное здание крестообразное в плане: тронный зал королевского дворца с Дусит Маха Прасат (Бангкок). Культовые прасаты венчали башенки в форме пранга: прасат Пра Тепедон в вате Пра Кео XIX (Бангкок).
Ваты - храмовые комплексы или монастыри симметричные в плане. Ваты бывают с одной осью симметрии: Ват Сакет (Бангкок). В галерее располагались "Галерея будд" и 12 чеди, четыре саласа. И с двумя осями: ват Раджабопит в (Бангкок), ват По (банкок).
Также бывают ваты со свободной композицией: ват Пра Кео (Бангкок), 1782-1882 г. Ват украшают статуи демонов, львов, кинар.
Типичное гражданское зодчество Таиланда – жилые дома и королевские дворцы из дерева и бамбука. Пол приподнят над землей для защиты от воды, змей. Стены, перегородки и крыши из матов, бамбука или пальмовых листьев.
С XVII в. появляется западноевропейская архитектура: Большой дворец Чакри (Бангкок) в стиле Возрождения из белого и розового итальянского мрамора украшен таиландской крышей.
Близость дворцовой и культовой архитектуры Таиланда выявляет божественную роль короля.
В Таиланской архитектуре различается два вида синтеза скульптуры и архитектуры. 1- доминирует скульптура: храм Пра Монкол Бопит (Аютия), XVII в. Доминанта - статуя сидящего Будды; бот в вате По (Бангкок), статуя Будды - 46 м. 2 - скульптура подчинена архитектуре - пляшущие обезьяны, демоны, птицы, фигуры Будды опоясывают постройки.